Саратовский Департамент Специальных Экспертиз Судебные и досудебные экспертизы, юридические услуги
Адрес: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Железнодорожная 5/9
e-mail: info@sardep.ru

Полезная информация

Возмещение ущерба за перегруз

Представление интересов в Арбитражном суде по вопросам возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам

В Арбитражных судах активно рассматриваются споры с участием Управления Госавтодорнадзора и коммерческих организаций.

В силу п. 12. Ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 01.03.2020) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указано, что порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

            П. 15 ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении.

Таким образом, настоящим Федеральным законом установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.01.2020 N 67 "Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" устанавливает размер вреда, который определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом:

а) превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений:

- допустимой массы транспортного средства;

- допустимой нагрузки на ось транспортного средства;

б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;

в) базового компенсационного индекса текущего года.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 21 июля 2011 г. N 193 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки" (далее – Регламент).

В Регламенте отмечено, что результатом исполнения государственной функции управлений Госавтодорнадзора является определение весовых параметров транспортного средства. Юридическим фактом исполнения государственной функции является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 N 22-П "По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", в котором отмечено, что перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

В случае предъявления иска в арбитражный суд к организации, которая является владельцем или собственником автомобиля, о возмещении вреда, причиненного покрытиям автодорог, важно учитывать следующие аспекты правильного оформления события, а также расчета такого вреда в рублях.

Пользователи автомобильными дорогами имеют право свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, а также вправе получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничениях и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось, скорости движения транспортных средств и об иных предусмотренных законом сведениях.

Основным доказательством при предъявлении иска дорожной службой о возмещении вреда является составленный акт при осуществлении весового контроля.

Он должен быть двусторонним и отвечать требованиям.

В удовлетворении исковых требований дорожных служб может быть отказано из-за соблюдения процедуры весового контроля и действительность ее результатов. Составление акта с нарушениями не может служить достоверным доказательством.

К тому же, акты подписываются водителями, а возмещать ущерб приходится их работодателям.

Также необходим учет веса на контрольных весах и указание продолжительности пути, на котором было нарушение.

Установлены сведения, которые должны быть отражены в акте. В частности, отмечен маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/ межмуниципального/ местного значения) (в км).

Общий размер платы в счет возмещения вреда определяется как сумма платежей в счет возмещения вреда, рассчитанных применительно к каждому участку автомобильных дорог, по которому проходит маршрут транспортного средства.

Нередко ключевым вопросом об определении размера причиненного вреда является установление протяженности пройденного (предстоящего) маршрута. Здесь спорным моментом является то, чем должны стороны (суды) руководствоваться при определении такого расстояния: географической протяженностью (по карте) из точки А в точку Б, товарно-транспортной накладной или путевым листом.

В акте должны быть отмечены данные как о превышении допустимой нагрузки по общей массе, так и о превышении допустимых нагрузок по осям автомобиля.

Необходимо обратить внимание на соответствие этих данных данным в свидетельствах о регистрации ТС, которые будут обязательно приобщаться к материалам дела истцом, где указаны разрешенные максимальные массы.

Составленный при взвешивании акт не может быть принят в качестве надлежащего доказательства, если полномочия указанного в нем лица документально не подтверждены или не указано лицо, подписавшее акт, т.е. проставлена лишь подпись без указания иных реквизитов (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2013 по делу № А71-14071/2012).

Отсутствие в акте указания на наименование, тип, модель, заводской номер используемого при осуществлении контроля средства измерения исключает возможность достоверного определения примененных в ходе контрольных мероприятий средств измерения и фактически указывает на нарушение процедуры проверки, ставит под сомнение правильность и достоверность результатов проведенных взвешиваний (см., например, аналогичный вывод в постановлении ФАС Уральского округа от 20.03.2013 № Ф09-1285/13 по делу № А50-12450/12).

Весовое оборудование за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.

Для водителей, ответственных за груз лиц и директоров организаций важным вопросом является проблема соотношения административной и имущественной ответственности за перегруз.

КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение правил перевозки грузов, в том числе крупногабаритных, тяжеловесных и опасных (ст. 12.21 – 12.21.3).

Однако привлечение лица к административной ответственности не освобождает истца от обязанности по доказыванию факта и размера причиненного ущерба. И наоборот, сама оплата штрафа в качестве ответственности по указанным административным нарушениям не освобождает от необходимости платить за причинение вреда. Поскольку речь идет сначала об административной ответственности, а затем о гражданско-правовой.

Процесс доказывания ущерба

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

Обязательство вследствие причинения вреда возникает при наличии в совокупности следующих оснований: противоправного деяния (действия, бездействия), наличия вреда, причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями (убытками) для истца, вины лица, ответственного за убытки.

Отсутствие доказательства хотя бы одного из указанных оснований не дает права требовать возмещения убытков.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации на владельцев транспортных средств возложена обязанность по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.

Указанные в статье недостатки при составлении акта являются частым нарушением дорожных служб.

Относимым доказательством по подобным спорам должен быть надлежаще оформленный акт взвешивания, который при наличии вышеизложенных нарушений не может служить надлежащим доказательством по делу, а значит, компания может успешно защитить себя в суде.

И главным «камнем преткновения» в подобных спорах является сам расчет исковых требований, который достаточно сложен, и далеко не каждый юрист сможет его грамотно произвести, чем без зазрения совести пользуются истцы в подобных спорах.

Произвести Вам правовой анализ представленных документов могут специалисты ООО «СДСЭ».

Только в апреле скидка 20% на юридические услуги, если покажете эту статью!

С уважением, ведущий юрист ООО «СДСЭ» Копенкина Ирина Александровна, тел. 8 8452 90 88 11

наверх