Саратовский Департамент Специальных Экспертиз Судебные и досудебные экспертизы, юридические услуги
Адрес: 410012, Россия, г. Саратов, ул. Железнодорожная 5/9
e-mail: info@sardep.ru

Полезная информация

Споры с УК по начислению ЖКУ

                Споры с управляющими организациями по начислению жилищно-коммунальных услуг, перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги.

             На практике довольно часто встречаются случаи спора потребителя с управляющей компанией по поводу расчета платы за жилищно-коммунальные услуги. В основном это связано с тем, что расчет коммунальных услуг достаточно сложный механизм, особенно в рамках целого дома с сотнями потребителей. Иногда даже опытный экономист, бухгалтер-расчетчик, юрист не знают какую формулу применить, какой тариф или норматив, что уже говорить про простого потребителя, который зачастую даже не знает каким нормативно-правовым актом регулируются правоотношения в сфере начисления коммунальных услуг.

             В настоящее время нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в сфере начисления коммунальных услуг, являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. (далее – Правила).

             Согласно абз. 8 п. 2 Правил, "коммунальные услуги" это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

             Согласно абз. 9 п. 2 Правил, "коммунальные ресурсы" это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

             Согласно пп. «д» п. 31 Правил, исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

             Из этого следует, что потребитель имеет право обратиться к исполнителю, если потребитель сомневается в правильности начисления ему коммунальных услуг, либо у потребителя имеются доказательства, подтверждающие, что расчет произведен не верно, а исполнитель обязан проверить свой расчет с учетом «претензий» потребителя.

             Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг …

    Однако на практике существует, помимо начисления по прибору учета, а при его отсутствии по нормативу, еще один «способ» начисления платы за отдельные коммунальные услуги, такие как вода, водоотведение, электроэнергия, газ – по так называемому «среднемесячному объему коммунального ресурса», что предусмотрено п. 59 Правил,  плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2013 N 344, от 26.12.2016 N 1498)

в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.

            Кроме этого, расчет платы за отопление в большинстве случаев происходит, исходя из показаний общедомового прибора учета, а при его отсутствии начисляется по нормативам, установленными региональными властями. В нашей стране в многоквартирных домах, практически не устанавливаются индивидуальные приборы учета на отопление, как застройщиком, так и собственником квартиры. Для того, чтобы расчет отопления производился по индивидуальному прибору учета, в многоквартирном доме необходимо наличие, таких приборов у всех квартир в доме, иначе расчет будет производиться по другой формуле и экономии по большому счету в этом случае не будет.

           Таким образом, на практике существует несколько основных способов расчета коммунальных услуг:

- по индивидуальному прибору учета - ИПУ (вода, водоотведение, электроэнергия, газ);

- по нормативу - если индивидуальный прибор учета отсутствует (вода, водоотведение, электроэнергия, газ);

- по среднемесячному объему коммунального ресурса – если ИПУ вышел из строя или закончился срок поверки, либо не были переданы показания ИПУ в установленный срок, либо потребитель отказался предоставить доступ для проверки ИПУ.

- по показаниям общедомового прибора учета, либо по нормативу при его отсутствии (отопление)

           В Правилах существует еще масса различного рода вариаций расчетов коммунальных услуг так, что вышеуказанный список не является исчерпывающим, а лишь показывает основные виды расчетов на практике и в каждом случае расчеты будут индивидуальны.

           Также, помимо платы за коммунальные ресурсы, потраченные потребителем, рассчитанные одним из вышеперечисленных способов, потребитель обязан оплачивать и коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды - ОДН (касается только МКД), которые рассчитываются по нормативам.

           ОДН является той же корректировкой (перерасход коммунального ресурса в МКД, то есть разница между показаниями ИПУ и ОДПУ), которая была предусмотрена ранее в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006г. за исключением того, что был установлен норматив, выше которого начислять можно, только в том случае если собственники решили нести, такие расходы на общем собрании, большинством голосов.

           Согласно Правилам перерасчет может быть:

- в случае временного отсутствия потребителя, согласно главы 8 Правил. В данном случае перерасчет производится, в связи отсутствия у потребителя индивидуальных приборов учета и отсутствием возможности их установить. Потребитель предоставляет исполнителю заявление с документами, являющимися доказательствами его временного отсутствия, согласно п. 93 Правил, перечень документов не является исчерпывающим;

- в случае, предоставления некачественных коммунальных услуг или с перерывами превышающими, установленную продолжительность, согласно главы 9 Правил. При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

  Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148(53) настоящих Правил, условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении за расчетный период в ценовых зонах теплоснабжения ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 3. (п. 98 Правил)

   Если были предоставлены коммунальные услуги ненадлежащего качества или коммунальная услуга отсутствовала нужно в обязательном порядке документально фиксировать этот факт, допустим отсутствовало отопление или холодная, горячая вода, электроэнергия, газ, либо вода текла тонкой струйкой, была ржавая, моргал свет, батареи в квартире еле теплые – потребитель должен сообщить о вышеуказанных нарушениях в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальной услуги, которая в свою очередь обязана, зарегистрировать это сообщение в журнале и провести проверку о чем должен быть составлен акт. (желательно телефонный звонок в аварийную службу записать на диктофон) Однако на практике исполнитель не торопится проверять сообщение о нарушении либо качества коммунальной услуги, либо перерыв, превышающий пределы, установленную продолжительность, в связи с чем не стоит долго ждать, а действовать самим, для этого необходимо составить акт совместно с соседями, желательно подкрепить фото и видео доказательствами, либо обратиться в Государственную жилищную инспекцию, если требуются измерения специальными приборами.

 

- в случае проверки правильности показаний ИПУ. Согласно п. 81(11) Правил, прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.

При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.

Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

Кроме этого, исполнитель может произвести перерасчет и доначислить потребителю плату также, в случае если потребитель скрыл от исполнителя: правильные показания, не работоспособный прибор учета, окончание срока поверки прибора учета.

Существует также и перерасчет, если потребитель не подавал показания прибора учета, допустим ввиду его отсутствия длительное время и вернувшись, обнаружил огромные счета за то, что он не потреблял. На практике такой перерасчет производится не более, чем за 6 месяцев, однако такую позицию занимают суды, исходя из требований п. 84 Правил так, как какой-либо регламентирующей нормы по этому поводу нет.

В связи с этим, если потребитель уезжает в длительную командировку рекомендуется обратиться к исполнителю коммунальных услуг с просьбой прекратить подачу коммунальных услуг в его квартиру, составить по этому поводу акт, если необходимо установить заглушки, опечатать квартиру и не производить начисления. (доказательства обращения и акт о прекращении подачи коммунальных услуг необходимо сохранить)

Споры о начислениях за коммунальные услуги, а также по перерасчетам коммунальных услуг являются наиболее распространенными спорами, рассматриваемыми судами, как по инициативе потребителя, так и по инициативе исполнителя коммунальной услуги, допустим в споре о взыскании задолженности, в которую входит перерасчет, в виде доначисления за неработоспособный прибор учета или обнаруженное исполнителем вмешательство в его работу.

Успех в данном споре зависит от правильности действий, в связи с чем рекомендуем Вам, если Вы обнаружили, что управляющая организация, либо поставщик коммунальной услуги, Вас обманывают, либо управляющая организация пытается взыскать с Вас необоснованную задолженность, рекомендуем Вам обратится к специалисту, не действовать самостоятельно так, как это может стоить Вам проигранного дела и лишних финансовых потерь.

            Только в апреле скидка 20% на юридические услуги, если покажете эту статью!

      С уважением, юрист Шкута Антон Вячеславович, 8-987-327-17-07

      

наверх